Вход в систему

Консульство Овалон-2

Навигация

Религия и религиозное мышление в современном обществе

Александр Зохрэ
images (1).jpgМысль о смысле жизни всегда будоражила сознание людей. Но если одни тесно связывают жизнь с чем-то божественным, космическим, непознаваемым, то другие, напротив, считают, что жизнь – это всего лишь случайное соединение частиц, из которых состоит наш мир. И тогда единственное предназначение всей бескрайней и многоликой Вселенной - удовлетворение потребностей и обеспечение счастливого размножения земного трудового человека по бесчисленным мирам.

На сегодняшний день существует несколько основных религиозных и религиозно-философских течений. Некоторые относительно молодые, другим – тысячи лет. Что послужило развитию разных религий – до сих пор открытый вопрос. Встречается также и политеизм, т.е. вера во многих богов.
Кроме того, хотим мы этого или нет, но в разной степени элементами религиозного мышления повседневно пользуется большинство современных людей, официально называющих себя атеистами.
В принципе влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия).
Служители культа и богословы, которые делят религии на истинные, частично истинные и ложные, считают, что истинные религии играют, безусловно, положительную роль, ложные – безусловно отрицательную, а частично истинные - противоречивую роль.
Среди атеистов есть и такие, которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В.И.Ленина, назвавшего религию (всякую религию) "врагом культуры и прогресса".
Но чем отличается религия от научного познания? Можно ли выделить надежные критерии классификации любого учения или мысли для того, чтобы отнести его к религии или науке?
Религия - учение, основанное на вере в непогрешимость некоторого набора догм, не терпящего опровержения или один раз навсегда доказанного. Важнейшими атрибутами религии являются строго фиксированные понятия Добра и Зла (религиозная мораль), и вера в существование некоторого богоподобного или сверхъестественного субъекта, создавшего или указавшего для людей (и возможно для других существ) единственно правильные законы жизни, отклонение от которых является грехом или преступлением. Другим важнейшим признаком религиозного мышления является понятие ереси, т.е. категорическое или высокомерно презрительное неприятие любой критики учения и его божественных основателей.

Научная теория - учение, основанное на проверяемых фактах, требующих постоянной перепроверки и уточнения. Важнейшим отличительным свойством научного учения является абсолютная нетерпимость к авторитетам и догмам. Теория, которая провозглашается единственно правильной и не способной быть переосмысленной на основании последующих новых научных знаний, перестает быть научной и превращается в религию. Еще одним важным признаком настоящей науки является ее полная независимость от ученых, и, следовательно, от потребностей, а также моральных, классовых и партийных условностей людей. Кроме того, настоящая наука будет независима даже от свойств инопланетных существ, для которых наши человеческие понятия будут неприемлемы.

Для многих такое независимое положение науки непонятно. Особенно этим страдают всевозможные гуманитарии, ударившиеся в политику, мыслительный аппарат которых не подвергался скрупулёзной математической и логической тренировке в ВУЗе.
Они настойчиво внушают простым доверчивым людям мнение, что наука, якобы, должна служить некоторым группам населения, а, следовательно, должна подчиняться их мировоззрению и морали.
Но эти люди путают совершенно разные вещи: мировоззрение, науку и технологию.
Мораль, мировоззрение это соотношения (соответствия и противоречия) между свойствами реальной Вселенной, включающей в себя и биосферу, и сам социум, и потребностями некоего разумного вида существ, составляющих этот социум.
Здесь важно понимать, что мировоззрение может быть человеческим, партийным, религиозным и каким угодно еще. Это зависит только от потребностей конкретного вида живых существ. Но оно не может быть правильным или неправильным, хорошим или плохим. Мораль и мировоззрение всегда соответствуют потребностям некоторой группы существ, но вполне могут конфликтовать с потребностями другой группы или другого вида существ.
Наука - это инструмент для изучения Вселенной, что-то вроде интеллектуального микроскопа и телескопа. И если инструмент исправен, то его показания никак не могут зависеть от того, кто в него смотрит.
Технология - это знания о том, как применять науку в соответствии с потребностями и, следовательно, с учетом мировоззрения и морали тех или иных существ.

Но вернемся к религии и ее роли в обществе.
В обществе всегда существует некоторое количество религиозных верований, которые настолько завуалированы, что большинством людей как верования не воспринимаются.
Например, так называемый демократический постулат - убеждение в том, что большинство людей, так называемый народ, является носителем истины.
К подобному верованию нередко прибегают не только демократы, но и, например, социалисты, коммунисты, монархисты. Демократический постулат лежит в основе большинства современных конституций, в свою очередь заимствованных от Римского Права.
Согласно этому верованию, большинство может диктовать свою волю меньшинству, и это, якобы, соответствует справедливости.
Однако совсем нетрудно доказать - и это способен сделать любой студент-историк, - что это верование ничем и никогда не было научно доказано. Напротив, вся известная нам история полна примеров обратного, когда именно меньшинство, а часто и отдельные индивидуумы владели истиной и несли человечеству прогресс и гуманизм вопреки воле и текущим интересам народа…
Еще одно из распространённых религиозных убеждений состоит в том, что, якобы, благополучие, жизнь, размножение и счастье человека - главная ценность общества и, возможно, - главная ценность Вселенной.
С научной точки зрения это никак и никем не доказано. Это просто вера, в которую нам всем хочется верить, исходя из своих биологических инстинктов и потребностей. Но вот из-за этой самой веры мы часто совершаем очень страшные и неисправимые поступки: уничтожаем других людей, съедаем или просто вытесняем целые виды живых существ, превращаем прекрасную и некогда цветущую планету в свою сырьевую плантацию.
В этом смысле интересно заметить, что многие так называемые научные социальные учения о справедливости и равенстве на самом деле являются завуалированными религиями: «божественная авторитетность» лидеров-основателей учения, окончательная и не требующая переосмысления истинность учения, полнейшее неприятие всего, что идет вразрез с потребностями некоторой группы населения.
В этом смысле и атеизм в его крайних формах является современной религией со своим сверхъестественным и всемогущим богом - Человеческим разумом и своими святыми, ересью и анафемой…

Истинно научное, свободное от религиозной веры мышление не станет слишком уж категорично отрицать возможность существования сверхъестественных явлений и сущностей.
Возьмем хотя бы простой пример, описанный в замечательном научно-фантастическом рассказе «Дыра во времени». Там студент-математик с современным смартфоном и ноутбуком попадает в СССР времени 50-х годов. Уже существуют первые ламповые ЭВМ размерами с трехэтажный дом, требующие для своей работы небольшой электростанции.
Существуют и первые открытия, связанные с полупроводниковыми кристаллами…
Однако этого совсем недостаточно, чтобы понять суть того, что увидели на экране говорящего и воспринимающего человеческую речь карманного компьютера ведущие советские, а затем и приглашенные на помощь американские ученые. Они даже не смогли понять, как можно сделать такую миниатюрную литиевую батарейку.
А голос и мышление из компьютера, его цветной экран, реагирующий на прикосновение, привел ведущих ученых в замешательство. Все, что они увидели, полностью противоречило идеологии и науке того времени.
Вердикт был однозначный – сверхъестественное явление. Вмешательство непознаваемого разума…
Сейчас нам кажется это смешным, но на самом деле вся история полна подобных реальных примеров, когда ученые, называющие себя атеистами-материалистами, шарахались от явлений, которые для них выглядели откровенной мистикой…
Но вернемся к обществу и религии.
С точки зрения удовлетворения потребностей, существуют только три типичных состояния, в которых может находиться любая цивилизация:
1. «Золотой век» - люди удовлетворены всем, прогресс и расширение территорий остановлен, рождаемость уравновешена смертностью, все живут в свое удовольствие и не интересуются ничем, кроме уже известных знаний и технологий. Это состояние застоя, которое может продолжаться веками и тысячелетиями до очередной катастрофы.
2. Экстенсивное развитие, - люди не удовлетворены достигнутым, бурно расширяют территории и знания. Для того, чтобы справиться с расширением территории и знаний, численность работников и управленцев в цивилизации бурно увеличивается. Но каждый человек хочет пользоваться всеми современными достижениями и благами цивилизации. А для этого нужно еще больше форсировать расширение: форсировать добычу ресурсов, производство пищи и благ, захват новых территорий, а значит и увеличение количества рабочих, специалистов, управленцев. Возникает постоянный, разрастающийся в геометрической прогрессии порочный круг неудовлетворенных людей. Например, за всю эпоху индустриального развития человечество взрывным образом увеличилось в 20 раз, причем только за 20 век – в 16 раз! Это само по себе является экологической катастрофой. Конфликты людей неизбежны и могут только усиливаться по мере уменьшения свободных территорий и остатков природных ресурсов.
При такой схеме развития все политические учения, пытающиеся потакать желанию людей жить хорошо, неизбежно превращаются в религию. У всех подобных учений есть одна общая религиозная догма: они слепо верят, что разум людей восторжествует быстрее, чем на Земле закончатся ресурсы. Но реальные факты показывают обратное - чем больше на Земле голодных и завидующих соседям людей, тем труднее их всех обучить элементарному разумному поведению. Вера социалистов в то, что, якобы, ресурсные конфликты ускорят революционный переход к социально-разумным способам организации общества - не более, чем еще одна современная религия. История показывает как раз обратное. Вся Земля – одно сплошное кладбище народов и культур, погибших от жестокости и народного мракобесия в результате революций и ресурсных войн. Внушить народу разумное поведение в условиях дефицита и перенаселения - задача немыслимая.
3. Но существует и гармоничный способ развития цивилизации. Он основан на простом научном выводе: если количество территорий и ресурсов ограничено, а надежды на скорое освоение других планет у нас пока мало, то увеличить благосостояние общества можно за счет уменьшения числа людей, одновременно с увеличением качества образования, воспитания каждого ребенка. Иными словами, нужно постепенно и безболезненно уничтожить простых, малообразованных людей как класс таким образом, чтобы каждый из людей на Земле заменял тысячи современных простых тружеников. Гармоничный путь развития называется «Дорогой садов и дворцов» в отличие от «Дороги солидарной бедности», которую восхваляют некоторые ортодоксальные социалисты. Понятно, что количество дворцов и садов на Земле строго ограничено размерами и климатом планеты. Да и не может простой, неграмотный, примитивный рабочий жить во дворце. Он его загадит, разорит и приведет к упадку…

Вот тут мы приходим к еще одной современной вере, согласно которой мистическое могущество человеческого разума, вооруженного правильной социальной стратегией, способно подчинить Человеку законы естественного баланса в биосфере Земли.
Понять, что это всего лишь наивная религиозная вера, нетрудно, если вспомнить три простых вещи.
Во-первых, нет у нас и еще очень долго не будет такого научного могущества, чтобы мы могли изменять, создавать или совершенствовать миры Вселенной. На своей планете мы научились только гадить и разрушать…
Во-вторых, давно открытый закон энерго-информационной устойчивости гласит, что допустимая плотность управляемой энергии, сосредоточенной на единицу площади в вакууме (в том числе планеты, летящей в пространстве) является константой и не зависит от технологий. Следовательно, если мы хотим за счет технологий увеличивать количество энергии прилагаемой к жизни людей , то для устойчивости общества и биосферы количество таких людей, должно пропорционально уменьшаться.
В-третьих, допустим, что даже путем различных механических и научных преобразований мы сможем превратить всю Землю в многоэтажные квартирные комплексы и производство пищи… Но кому нужны эти бетонные лабиринты вместо цветущих садов, и индивидуальных усадеб?
Кому нужны эти многочисленные рабочие, инженеры и служащие, живущие и работающие только ради обслуживания потребностей таких же, как они тружеников?
Здесь мы приходим к пониманию того, что для любой цивилизации, желающей иметь будущее, должны существовать более важные мотивы и ценности, чем благополучие и удовлетворение потребностей миллионов тружеников…
И такие ориентиры действительно существуют. Но находятся они именно за пределами веры.
Но, прежде чем мы этого коснемся, давайте окончательно разберемся с верой и религиями. Что об этом не знали фанатичные атеисты?
Оказывается, человеческий мозг, как и мозг любых млекопитающих, состоит из двух полушарий. Причем функции этих полушарий строго различны. Левое полушарие ответственно за логику, речь, письменность, математику, научное мышление и абстрактные знания. Правое полушарие занимается инстинктами, эмоциями, мистическим восприятием, сказкой, религией и воображением.
У гуманитариев правое полушарие бывает развито сильнее, чем у людей науки, и они часто превращают политику или научные знания в своеобразную религию.
Вообще, если обратиться к статистике, то поскольку научное мышление требует тренировки левого полушария, у большинства людей подспудно преобладает тяга к правосторонней религиозности.
В этом смысле, например, великий В. И. Ленин жестоко ошибался, считая, что религиозное мышление биологически не функционально и пагубно.
На самом деле, как утверждают все без исключения современные нейрофизиологи, религиозное мышление - это своеобразный спасательный круг, инстинктивная затычка в вопросах нашего незнания, невежества, отсутствия надлежащего опыта.

Ученые отключали с помощью специальных медикаментов способность к вере у испытуемых, и те моментально лишались возможности выходить из ступора и вообще что-либо предпринимать в любой, неизвестной или сомнительной ситуации. Точно так же в ступор впадали и способные ученые, у которых на время блокировали способность верить и пользоваться религиозными формами сознания. Они начисто лишались фантазии и воображения.
Поэтому сам по себе механизм веры, религии человеку необходим. Другое дело, что религия должна быть сбалансирована с научными знаниями. Еще важнее учитывать цели, к которым направляет сознание та или иная вера.
Например, современная вера во всесилие науки в последние несколько десятилетий привела к появлению огромного числа малообразованных людей с явно магическим мышлением. Как указывают исследователи ЮНЕСКО, примерно 7 из 10 современных инженеров и техников владеют полученными знаниями на магическом уровне, т.е. не имеют глубокого научного мировоззрения, а лишь только слепо верят в заученные «магические» формулы и технологические «обряды».
Такое положение вещей в науке и технике, как указывает ряд исследователей, будет в ближайшее время только обостряться, пока не приведет к новой вспышке всемирного религиозного мракобесия, сочетающего в себе элементы технологии и примитивной нравственности. Это связано с практически непосильной среднему уму сложностью современных научных знаний, а также с тщательно внушенными людям демократическими постулатами, о которых мы поговорим ниже.
Описанные тенденции мракобесия и завуалированной религиозности уже весьма наглядно проявляются в ряде стран, и они практически лишают современных социалистов и коммунистов надежды на то, что с обострением кризисных явлений в мире мышление людей повернется в сторону научного разума.
Проблема построения гармоничного и справедливого общества на Земле не может быть решена на основе постулатов религиозной веры, которые присутствуют в большинстве современных социальных учений, отталкивающихся от постулатов антропогенной демократии.
Ведь что такое эти антропогенные постулаты? К чему на самом деле зовут нас, скажем, те же коммунистические или буржуазные теории?
Да, практически к одному и тому же - к удовлетворению человеческих потребностей за счет той или иной схемы распределения прав и обязанностей в обществе.
Но действительно ли человек и его потребности - такая уж высокая ценность во Вселенной? А что, если, например, существует внеземная цивилизация, для которой наши с вами потребности и счастье не более важны, чем мысли той коровы, которую мы растим и кормим, чтобы превратить в гамбургер?
Возражение о том, что мы такой цивилизации еще не знаем, или вера в то, что она обязательно должна быть в нашем понимании гуманной, - совершенно ненаучны. Ведь если мы действительно намереваемся развиваться и изучать Вселенную, то рано или поздно мы обязательно столкнемся с иными формами разума.
Что мы сможем им предложить, кроме своих собственных технологий, основанных на наших антропогенных потребностях?
Вот ту-то и возникает понимание ошибочности всех современных социальных учений, базирующихся на потребностях человека и его индивидуальном счастье.
И если мы, прозрев, откажемся от теории борьбы добра со злом, будь то в форме Бога с Дьяволом, или трудящихся с эксплуататорами, то увидим реальную причину всех наших проблем.
Скажем так: где критерий добра и справедливости в конфликте отношений между волками и овцами? Его просто нет.

Точно так же это невозможно обнаружить в конфликте между цивилизациями, конфликте культур, конфликте потребностей разных биологических видов.
Путь разделения сторон на правых и не правых, это заведомо тупиковое решение, в котором человечество топчется уже не одну тысячу лет.
Единственно правильный для разумного существа путь состоит в том, чтобы признать, что наши собственные потребности не являются чем-то ценным для другой стороны, и мы не можем от них отталкиваться, если хотим найти бескровное решение конфликта.
Но если наши потребности, мораль, технологии – лишь повод для обострения конфликтов интересов, то тогда что приведет нас к согласию и взаимопониманию?
Оказывается, такая универсальная ценность есть. Это беспристрастное научное знание и его носители.
Когда мы рассматриваем человека как потребителя произведенных благ, то вся наша убогая логика строится вокруг субъективных потребностей. Но если человек - это носитель знания, носитель некоторой самоценной культуры, которая не сведена к решению потребительских и партийных задач, то такой человек является ценностью для любой культуры и любой разумной формы жизни.

В заключение предложим новую социальную теорию, значительно более простую и удобную для понимания, чем сложные выкладки экономического распределения.
Известно, что человек существо, неординарно измененное генетически в сторону развития левого полушария. Не важно, было ли это изменение естественным или нас изменили древние космические создатели. Важно то, что в отличие от всех известных нам существ, человек способен воспринимать и развивать абстрактные знания, не имеющие прямого и даже косвенного значения для его инстинктов и потребностей.
Иными словами, левое полушарие человека способно входить в противоречие с правым полушарием и даже способно навязывать правому полушарию искусственные потребности, которые противоречат биологическим инстинктам.
Не будем здесь заострять внимание на удивительном вопросе, как такое противоречие могло возникнуть без вмешательства в генетику человека. Для нашей социальной теории это сейчас неважно.
Важно то, что имеются две конфликтующие системы ценностей: правосторонняя биологическая мотивация и левосторонняя культурная мотивация. Обе эти мотивации борются за один общий неразделимый ресурс – человеческое тело, которое в первом случае может служить продлению рода, захвату территорий и удовлетворению других естественных для млекопитающего примитивных инстинктов, а во втором случае, тело будет служить сохранению и развитию культуры и знаний, очень часто делая это в ущерб своим биологическим потребностям.
При этом левостороннее мышление ведет к добровольному самоограничению, коллективизму и гуманизму в пользу процветания и совершенствования общества, а правостороннее мышление, ведет к созданию экономической классовой теории или к религии Бога, основанной на страхе и управлении желаниями людей.
При этом нет никакой разницы между теориями о Боге или теориями социалистов в смысле преследуемой цели. Все они обещают людям удовлетворение животных, правосторонних потребностей в обмен на тот или иной труд, служение вере, партии, классу, подавление инакомыслящих и другие характерные для животного поведения жестокости.
Мы видим, что достаточно сменить базовую цель, достаточно сказать людям: «Совершенно неважно, кто из вас сколько производит товара и сколько удовлетворяет потребностей. Ведь - вы разумные существа! Вы можете умирать, страдать и жить в голоде, но при этом создавать и сохранять культурные ценности. Вы можете добросовестно работать и получать все доступные в обществе блага по справедливости, но при этом быть не более ценным, чем обыкновенный робот-станок на автоматической фабрике. Вам выбирать, кто вы и зачем живете!»

При таком подходе все экономические и классовые конфликты исчезают сами собой, потому что на людей уже не смотрят с позиции его богатств и производительности, а видят в нем либо примитивное жадное животное, либо огромную ценность, которую нужно кормить, охранять и уважать.
Все современные религиозные и социальные учения - это учения о том, как вывести на передний план правое полушарие и подчинить ему левое. Таким образом, если допустить факт целенаправленного генетического создания Кроманьонца древними космическими Создателями, то цель современных учений и религий состоит в том, чтобы защитить образ мысли земной человекоподобной обезьяны от космической культуры Создателей.
Мы опять приходим к факту конфликта двух культур или даже двух цивилизаций. То, что не увидел В.И. Ленин в древнейших религиях и, прежде всего, в иудаизме и христианстве.
Сама идея коварного Дьявола, вселяющегося в Души людей и заставляющего их служить нечеловеческой культуре - это и есть защита правого полушария от господства левого.
Иными словами, человекоподобные обезьяны, получившие свой разум от космических Создателей, восприняли этот дар как агрессию, как захват их тел, и создали религию, препятствующую использованию человеческих тел в качестве носителей космической культуры.
Но логика правого полушария, не претерпевшего генетического совершенствования, примитивна. Она манипулирует только понятиями добра и зла, отталкиваясь от биологических инстинктов и потребностей. Поэтому все религии используют эот инструментарий: хороший Бог и коварный, злобный Дьявол.
Социалисты К. Маркс, Ф. Энгельс, а затем В. Ленин и их современные последователи не поняли этого, взяв за основу поиска гармонии тот же правосторонний эмоционально-биологический базис, что и у религий. Интуитивно чувствуя, что религии блокируют левостороннее мышление людей, они, сами того не понимая, создали новую религию - веру в то, что якобы существуют «хорошие и плохие» потребности, и якобы можно построить социальную гармонию, отталкиваясь от труда для удовлетворения животных потребностей.
Но надо отметить, что правостороннее мышление очень коварно. Оно опирается на простые и понятные всему живому понятия, типа «хочу кушать». И можно пообещать накормить человека, пускай даже не сейчас или в загробной жизни, взамен на те или иные действия. И это обещание вызывает сильные эмоции…
Но не все так трагично, как кажется.
Мы уже подчеркивали, что Создатели или Природа вооружили нас очень мощным левосторонним мышлением, которое может подавлять эмоции и инстинкты.
На самом деле для того, чтобы начать строить гармоничное общество, не нужно сложных экономических обещаний. Достаточно просто рассказать людям правду: «В глубине веков кто-то подарил нашим обезьяно подобным предкам разум, т.е. способность, игнорируя собственный голод, даже боль и страх, проявлять любопытство, помогать ближнему, постигать и сортировать знания. Получив этот дар, люди жили в Раю, как и сказано в легендах, не замечая различий и понимая язык животных. Но потом часть обезьян вернулась к своим животным инстинктам и потребностям. Они стали использовать левое полушарие для изобретения оружия и доминирования над конкурентами. После этого человечество фактически изгнало себя из Рая, начав бесконечную череду кровавых войн за доминирование и ресурсы, как это делают все животные. Все современные теории и религии - это учения обезьян, пляшущих вокруг ресурсов и потребностей. Если вы хотите быть человеком, то забудьте про понятие справедливости, про добро и зло, про любые различия, которые вы вокруг себя видите. Достаточно просто стремиться к знаниям, к науке, к совершенству. Любой человек, находясь в любой начальной позиции, может найти путь к Культуре и Знаниям. Это было доказано Ломоносовым в гораздо более тяжелых условиях, чем сейчас.
Если большинство людей поймут, что они не обезьяны, чтобы бороться друг с другом за ресурсы и блага, то никакие революции не понадобятся. Создатели заложили в нас божественные возможности Разума. Богатые мы или нет, черные или белые, но мы все можем ценить Разум и помогать разумным людям. В этом и есть путь к спасению. Путь без войн и насилия. А все кто недостаточно разумен, кто подчиняется правосторонней логике и ищет виновных - они для человечества не важны. Это не люди. Это обезьяны, препятствующие распространению Космического Разума».

Rambler

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.