Вход в систему

Консульство Овалон-2

Навигация

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /var/www/owalo863/data/www/owalon.com/modules/pagination/pagination.module on line 308.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /var/www/owalo863/data/www/owalon.com/modules/pagination/pagination.module on line 308.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /var/www/owalo863/data/www/owalon.com/modules/pagination/pagination.module on line 403.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /var/www/owalo863/data/www/owalon.com/modules/pagination/pagination.module on line 403.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /var/www/owalo863/data/www/owalon.com/modules/pagination/pagination.module on line 345.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /var/www/owalo863/data/www/owalon.com/modules/pagination/pagination.module on line 345.

СОЗНАНИЕ И РАЗУМ РОБОТА

Сознание возникает у животных как одно из средств, улучшающее их
адаптацию к окружающей среде. Быстрая (по сравнению со временем жизни
животного) адаптация требует способности предвидеть, а мотивом адаптации
служат биологические жизненные потребности организма. Искусственная
система, обладающая такими свойствами, тоже приобретает сознание.
Как устроено сознание? Какие процессы, механизмы, взаимодействующие
объекты требуются, чтобы возникло сознание и осознание себя? Что нужно для
изготовления не модели сознания, а просто сознания?
Обычно слово сознание применяется, как характеристика отдельного
существа. Оно может "потерять сознание". А слово разум означает
принципиальную способность быть сознательным. Например, "человек разумный".
Однако, есть и другие толкования.
Не известно, как доказать, что человек думает. Уверенность в том, что
люди думают, основана на опыте и убеждённости в собственном сознании, а не
на измерениях и логических выводах из них. Вот почему науке трудно
подступиться к глубокому изучению сознания. Мы можем изучать мозг, нейроны,
языки, поведение, но не сознание само по себе. Мы наблюдаем не разум, а
разумное поведение.
Суждение же о наличии разума субъективно, вплоть до того, что
некоторые люди считают поведение некоторых своих соплеменников
несознательным.
Можно ввести субъективную шкалу разумности. Например, улитка, кошка и
человек перечислены здесь в порядке увеличения разумности. Не исключено,
что разум начинается не с самого простейшего уровня организации нервной
системы, а "возникает" при достаточном её развитии. Однако, пока не ясно,
что такое разум, и не ясен механизм такого возникновения, удобно считать,
что все существа с нервной системой разумны. В частности, самые простые
существа могут иметь "нулевую" или "бесконечно малую" разумность. Зато при
таком подходе можно сравнить поведение многих животных, чтобы найти, что же
именно в поведении данного животного кажется разумным. Это должны быть
такие признаки, которые выявляются у всех без исключения животных.
Такие неплохие определения сознания, как способность к достижению
цели, или к нахождению решения, или к принятию решения, не подходят, так
как они не конструктивны, в частности, не связаны однозначно с наблюдаемым
поведением. "Цель" и "решение" сами определяются через сознание.
Способность к общению с себе подобными, и формы такого общения "более
наблюдаемы", но часто их трудно отличить от физического взаимодействия.
Пример: перенос пыльцы.
Хорошим наблюдаемым критерием разумности является способность активно
приспосабливаться к меняющимся окружающим условиям, то есть способность
самообучаться на основе своего опыта. Чем же отличается сознание от
самообучения?
Сознание - это внутреннее свойство, творческий мотор самообучающегося
организма. Начальное сознание возникает при такой организации нервной
системы, которая обеспечивает возможность обучаться. Это ещё не то
самосознание, которое заставляет уступить место старушке. Конструктивность
этого определения состоит в том, что оно не ограничивает средства для
изготовления "творческого мотора". Стоит изобрести и создать устройство,
способное самообучаться (именно “само-”, без толчков и внешнего
воздействия, причем не пассивно, а в активной форме, сопровождаемой
деятельностью) - и оно получит сознание. Найдите способность к самообучению
у робота, и этим будет доказано, что он обладает сознанием.
Вместо слова "самообучение" иногда используют более широкое понятие
"адаптация". Если существо самостоятельно находит новое поведение в новых
условиях, причём никто не учил его этому поведению, то это существо
способно к адаптации (к самообучению). Изобретение нового поведения -
признак творчества (хотя это мнение очень и очень спорно и для
доказательства его истинности и ошибочности требуются серьезные философские
изыскания в области понятия “творчество”), а творчество - один из атрибутов
сознания.
Большой потенциал адаптации хорошо виден из такого мысленного
эксперимента. Представим себе существо с максимально развитой адаптацией.
Пусть это существо вынуждено приспосабливаться к человеческой культуре. И
оно научилось играть в шахматы, конструировать космические ракеты и
сочинять изысканные стихи. Кто теперь откажет ему в разумности! Поэтому
любые способности живого существа к адаптации следует считать проявлениями
его сознания. И каждый вправе субъективно оценивать степень развития этого
сознания.
"Начальное" сознание не гарантирует осознавания. Осознавание - это
такой уровень развития сознания, при котором субъект отличает себя от
других объектов, т. е. выделяет себя как самостоятельно функционирующую
систему.
Осознавание себя – главный общепризнанный признак сознания. Однако
это лишь частный случай осознавания "внешнего" мира. Мы воспринимаем
внешний мир в виде различных качеств, которые отражают физические параметры
природных явлений, регистрируемые нашими органами чувств. Мы осознаём не
своё сознание, а свои ощущения объектного мира и свои мысли, представимые в
виде образов из объектного мира, то есть в виде образов ощущений. Суждение
о собственном сознании выводится из наблюдения своего поведения. Поэтому
проблема осознавания себя сводится к проблеме осознавания своих ощущений.
Осознавание ощущений обеспечивает тот же внутренний механизм сознания
- мотор самообучения и творчества. Собственно сознание – это не мозг, не
поведение, а именно механизм, то есть особый процесс обработки информации.

Для осознавания важно, что творческий механизм сознания вырабатывает
оптимальное в данных обстоятельствах поведение органов. Поведение мозга -
это его взаимодействие с другими органами. Поведение руки - это её
взаимодействие с физическим миром и с мозгом. Если найдено достаточно
совершенное "не улучшаемое" поведение, то осознавание тоже исчезает,
заменяясь автоматическим управлением. Поэтому тщательно отработанное
поведение, например, при игре на музыкальном инструменте, становится
автоматическим и не отвлекает осознавание от музыкального творчества. Хотя
мы не придаём этому большого значения, но следует заметить, что
сопутствующие автоматическому поведению ощущения тоже могут становиться
автоматическими, то есть неосознаваемыми. Например, здоровый человек не
обращает внимания на то, что при ходьбе на ступни его ног действует сила в
десятки килограммов. А в другой ситуации мы чувствуем и сознательно
реагируем на лёгкое прикосновение.

Rambler

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.